Вентиляция супермаркета

Строительство любого торгового центра предусматривает проектирование всех без исключения инженерных коммуникаций. И вентиляционный контур является одной из важнейших инфраструктурных систем, отвечающих за обеспечение комфортного микроклимата.

Общие требования к системе вентиляции супермаркета

Создаваемые системы вентиляции должны соответствовать строгим нормативным требованиям надзорных органов. В частности, главными являются такие, как:

  • Обеспечение принудительного воздухообмена на территории всего торгового центра, а не только в местах наибольшего скопления посетителей.
  • Температурная подготовка подаваемого воздуха.
  • Обязательная фильтрация засасываемого извне воздуха.
  • Максимальная бесшумность работы вентиляционной системы.
  • Простота управления.

Проектирование начинается с:

  1. расчета необходимой мощности и производительности системы;
  2. анализа архитектурных и интерьерных особенностей внутренних помещений.

Воздухообмен должен осуществляться с интенсивностью в 20 м3/час. Есть и «поблажки»: в супермаркетах допустимо предусмотреть рециркуляцию, кроме как в отделах, где продаются лако-красочные, горючие и едкие материалы. В помещения с пожароопасными материалами свежий воздух должен подаваться непосредственно извне.

Особенности проектирования вентиляции для супермаркета

Составление проекта супермаркета начинается именно с проектирования вентиляционной системы. Если осуществлять работы в другой последовательности, то скорей всего, появятся проблемы с совместимостью с иными инженерными коммуникациями.

На каждого посетителя супермаркета должно приходиться не менее 20 м3 свежего воздуха. При этом каждая разновидность магазина имеет собственные нормативы по нормированию площадей на каждого покупателя: например, в спортивном магазине на каждого человека должно приходиться не менее 3,5 м2 площади помещения, а в продуктовом – не менее 2,5 м2. Если в супермаркете осуществляется торговля товарами разной природы, то данные отделы должны размещаться отдельно друг от друга, и он должны иметь сепаратные системы кондиционирования. Последнее обстоятельство важно по причине разного количества холодильного оборудования, размещаемого в различных отделах.

При создании проекта вентиляции большое внимание должно уделяться созданию комфортных условий для сотрудников торгового предприятия – им предстоит долгое время находиться в формируемом микроклимате, поэтому крайне важно, чтобы создаваемые потоки воздуха не создавали сквозняков и не провоцировали простудные заболевания.

Схемы вентиляционных систем для супермаркета

Обычно ретейлерские помещения – это масштабируемые схемы, состоящие из отдельных модулей. Поэтому инженеры по вентиляционным системам разрабатывают проекты вентиляционных контуров, которые можно реализовывать как в малых магазинах, так и в больших торговых пространствах. Однако в любом супермаркете функционирует несколько систем:

  • вентиляции;
  • отопления;
  • кондиционирования.

Однако все эти функции, как правило, объединены в одну систему, которой можно управлять в зависимости от нормативных или текущих требований.

Центральный кондиционер в составе вентиляционной системы позволяет обеспечить четкий климат-контроль даже в крайне объемных торговых пространствах. Обычно охлаждающий блок располагается в технических помещениях наверху. Насос, совмещенный с чиллером, устанавливается на крыше здания. При этом управление системой производится с помощью следящей электронной системы, контролирующей все необходимые параметры. В итоге удается:

  • исключить перегрузки вентсистемы;
  • добиться качественного очищения и замены фильтров;
  • поддерживать постоянную температуру во внутреннем пространстве (причем, даже в выделенных комнатах).

Оборудование для вентиляции в продуктовых магазинах

В подсобных помещениях отдельно формируются вытяжной и приточный вентконтуры. При этом приточные воздуховоды имеют минимальное количество ответвлений. Для подогрева атмосферы в выделенных помещениях задействуются дополнительные калориферы.

Наиболее мощные центральные кондиционеры имеют модульную компоновку. В их состав входят:

  • блок охлаждения;
  • блок вентиляторов;
  • модуль нагревания;
  • модуль фильтрации;
  • модуль увлажнения;
  • узел шумоподавления.

Работа центрального кондиционера осуществляется вместе с внешним модулем – чиллер-фанкойлом, который обычно монтируется на крыше. У такой «спайки» есть ряд интересных достоинств:

  • полная безопасность;
  • возможность регулирования температуры в каждом отдельном пространстве;
  • вентиляционные каналы могут быть любой длины.

Следует понимать, что никакой универсальной вентиляционной системы не существует, и в каждом супермаркете присутствуют собственные нормативные требования. Главное, чтобы монтаж вентсистемы осуществлялся исключительно компетентными специалистами.

Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года

№п/п Помещения Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений
приток вытяжка
1 Торговые залы магазинов площадью
400 м2 и менее:
     
продовольственных 16 1
непродовольственных 16 1
2 Торговые залы магазинов площадью более 400 м2:      
продовольственных 16 По расчету  
непродовольственных 16 По расчету  
3 Разрубочная 10 3 4
4 Разгрузочные помещения 10 По расчету  
5 Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные 16 2 1
6 Кладовые (неохлаждаемые):      
хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов, 16 0.5
овощей, солений, вина, пива, напитков; 8 1
обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов; 16 2
прочих товаров 16   0.5
7 Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) 16 2 2
8 Гладильные 16 По расчету  
9 Камеры для мусора (неотапливаемые) 1
10 Помещение для механизированого прессования бумажных отходов 16 1.5
11 Помещения для хранения:      
упаковочных материалов и инвентаря 16 1
12 контейнеров обменного фонда 1
13 тары 8 1
14 уборочного инвентаря, моющих средств 16 1.5
15 Бельевая 18 0.5
16 Мастерские, лаборатории 18 2 3
17 Охлаждаемые камеры для содержания:      
мяса, полуфабрикатов, гастрономии 0
рыбы -2
овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков 4 4 4
мороженого, пельменей -15
пищевых отходов 2 10
18 Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением 5 По расчету  
19 Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением 5 2 3
20 Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ 18 1
21 Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи 16 1
22 Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала 16 50 м3/ч на унитаз
23 Душевые 25 5
24 Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) 20 60 м3/ч на унитаз
25 Помещения приема и выдачи заказов 16