Вентиляция школы
Основным функциональным назначением вентиляционной системы любых учебных заведений является создание наиболее благоприятных и комфортных условий для осуществления учебной деятельности и промежуточного отдыха. «Реципиентами» здесь выступают как ученики, так и преподавательский состав и технический персонал. Классы, лаборантские помещения, а также рекреационные помещения должны снабжаться свежим воздухом, обладающим нужными влажностно-температурными показателями. Все нормативы прописаны в СНиПах и СанПине.
Особенности вентиляции учебных заведений
Главной особенностью средних учебных заведений является наличие большого количества помещений различного профиля. И в ПТУ, и в ВУЗах присутствуют:
- учебные залы (аудитории);
- комнаты для преподавателей;
- кафе и столовые;
- спортзал и смежные с ним помещения (вроде раздевалок);
- актовый зал;
- лаборатории различного профиля;
- столярные и слесарные мастерские с подсобными комнатами.
Все они должны иметь автономные системы вентиляции и у каждой группы помещений присутствуют собственные нормативы воздухообмена.
Задача проектирования эффективной вентсистемы усложняется еще и тем, что в течение рабочего дня все указанные выше помещения используются с разной интенсивностью. Плюс к тому, в разные моменты времени те же аудитории заполняются людьми по-разному. То есть, должна быть возможность изменения мощности вентиляции в зависимости от тех или иных обстоятельств (вплоть до полного отключения отдельных помещений от принудительного воздухообмена).
Все регламенты, которые должны приниматься во внимание при проектировании вентиляции университетов, профессиональных технических учреждений, техникумов и школ, изложены в СНиПах и ГОСТах. Главные требования затрагивают следующие параметры:
- Качественные характеристики подаваемого свежего воздуха.
Дышать даже в переполненных аудиториях должно быть легко, то есть, свежего воздуха должно хватать на всех присутствующих, а также воздух должен быть очищен от пыли и других загрязнений. Только тогда обучающихся и у преподавателей будет физическая возможность сконцентрироваться на учебном процессе.
- Комфорт нахождения в помещениях.
Во время учебного процесса аудитория представляет собой закрытое помещение, где люди пребывают, преимущественно, в неподвижном положении. Им должно хватать качественного воздуха для комфортного дыхания.
- Шумность работы вентсистемы.
Бесшумность – это одно из главных требований, предъявляемых для вентсистем любых учебных заведений. Очень трудно сосредоточиться на процессе обучения на фоне громко работающего вентилятора. Здесь нормативы установлены СНиПами 41-01*2003, II-Л 65-73 и 31-06*2009. Устанавливаются следующие параметры:
- потребление воздуха в пересчете на 1 чел./час:
- в аудиториях – 20 м3/ч;
- в спортивных залах – 80 м3/ч;
- в кафе и пищеблоках – 20 м3/ч;
- температура должна находиться в диапазоне от 16°С до 22°С;
- максимально возможны уровень шума – 110 дБ.
Данные требования можно считать обобщенными (так как у школы и у техникума разные конструктивные особенности), но указанные нормативы являются общими техническими характеристиками для всего комплекса рассматриваемых учебных заведений. Из этого следует, что в каждом образовательном учреждении проект вентиляции по сути уникален, и для того, чтобы вентсистема была эффективной и экономичной, требуется доверять процесс создания вентконтура исключительно профессионалам.
СНиП II-Л 65-73 требует, чтобы заведения общего образования оборудовались принудительными приточно-вытяжными вентсистемами, при этом должны быть предусмотрены варианты естественной вентиляции. (Механический контур должен обязательно присутствовать в том случае, если число обучаемых превышает 2 сотни человек).
Требования и нормы для системы вентиляции в школьном учреждении
Вытяжка загрязненного воздуха должна соответствовать СНиПам 41-01 и П-Л65-73. А требуемая кратность воздухообмена в помещениях школьного заведения определяется СанПиНом и СНиПом 31-06.
№ п/п | Наименование помещения | Объем помещ. V, м3 | Кол-во оборуд. (в шт.) | Темп. воздуха (град. С) | Относительная влажность (%) | Норма воздухообмена по СП (м3/ч) или кратность 1/час | |||
Х.П. | Т.П. | Х.П. | Т.П. | вытяжка | приток | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Классы, лаборатории, кабинеты | V1 | n1 | 17-21 | 1,0 | по расчету L>16 м3/час на 1 чел. | |||
2. | Актовый зал | n2 | 17-21 | 21-24 | 60-40 | 60-40 | Ly=0,9Lp | по расчету — Lp | |
3. | Спортзал | n3 | 16-17 | (80) на 1 чел. | |||||
4. | Раздевалки спортзала | V4 | 19-22 | 1,5 | |||||
5. | Кабинеты технических средств обучения | n5 | 17-21 | 20 на 1 чел. | (20) на 1 чел. | ||||
6. | Киноаппарат-ная | n6 | 14-16 | (710) 1к + (90) 1чел. | (710) 1к + (90) 1чел. | ||||
7. | Уборные | n7 | 17-21 | (50) 1 унитаз + L классов | |||||
8. | Душевые | V8 | 25 | 5,0 | через раздевал-ки | ||||
9. | Раздевалки при душевых | 20-23 | Lp=Ly | ||||||
10. | Умывальные | V10 | 20-23 | 1,0 | |||||
11. | Кабинеты общественных организаций | V11 | 17-21 | 1,0 | |||||
12. | Библиотека | V12 | 17-21 | 1,0 | |||||
13. | Кабинет врача | V13 | 21-23 | 1,5 | |||||
14. | Столовая доготовочная | n14 | 15-19 | (20) на 1 чел. из кухни | (20) на 1 чел. в зал | ||||
15. | Спальные комнаты | V15 | 16-18 | 1,5 | |||||
16. | Комната чистки одежды | V16 | 17-20 | 3,0 | |||||
17. | Гардероб и кладовые обуви | V17 | 16-19 | 1,5 | |||||
18. | Рекреационные помещения | 16-18 | |||||||
19. | Мастерские (общеобмен-ная вент.) | n19 | 16-18 | (20) на 1 чел. | (20) на 1 чел. | ||||
20. | Мастерские (местная вент.) | n19 | 16-18 | ** | ** | ||||
21. | Вестибюль | V21 | 16-19 | по балансу |
Итак, в школьных пищеблоках вентиляция должна обеспечивать приток 20 м3 свежего воздуха каждый час на одного ученика. При этом вытяжка загрязненного воздуха осуществляется через кухонное пространство, а коэффициент кратности обмена должен равняться двум. Вентсистема в ученической столовой должна быть исключительно принудительной!
Всевозможные лаборансткие, где в качестве загрязнителя выступает не только пыль, но и различные испарения химических веществ и реактивов, должны быть оборудованы специальными вытяжными шкафами, через которые загрязненные воздушные массы удаляются вовне.
Туалеты должны быть оборудованы принудительными приточно-вытяжными системами, при этом нормативны здесь следующие:
- на один унитаз должен приходиться приток в 50 м3/ч.
- на один писсуар должен приходиться приток в размере 25 м3/ч.
Готовые вентиляционные системы для школ
Вот некоторые варианты полностью укомплектованных вентсистем, подходящих под различные варианты архитектурных решений школьных учреждений.
- Утепленные воздуховоды.
Такой тип вентконтура актуален в условиях сурового северного климата. Утеплителем воздуховод отделан изнутри для того, чтобы холод извне не проникал внутрь здания (пока воздух не пройдет блок подогрева или в малых количествах не поступит непосредственно в требуемые аудитории).
- Дистанционная система управления.
Благодаря такому управлению, получается выбирать оптимальную скорость работы вентиляторов, то есть, определять интенсивность проветривания. В качестве факторов, влияющих на выбор режима, выступают:
- количество учащихся;
- уровень проветривания;
- требуемая температура в тех или иных аудиториях.
Обычно дистанционно управляемые системы оснащаются датчиками, сигнализирующими о загрязнении фильтрующих элементов.
- Фильтрующие системы.
Крайне важно осуществлять тщательную подготовку воздуха перед его подачей внутрь помещений. Его нужно не только подогревать или охлаждать, но и очищать от всевозможных запылений и загрязнений. Современные фильтры способны эффективно задерживать:
- пыль, а также мелкодисперсные вещества, которые способны вызывать аллергические реакции;
- вирусы и бактерии;
- дымы и газы.
Компактные системы вентиляции для школы
На рынке можно найти компактные вентиляционные установки, которые весьма эргономичны (они требуют всего одного квадратного метра для установки). Устанавливаются они всего лишь за час, при этом интерьер остается незатронутым. В одной аудитории может быть смонтировано сразу несколько таких установок. Стоимость одной – не более 23 тыс.р., на стандартный класс требуется 2-3 таких установки.
Самостоятельное решение вопроса с вентиляцией в рамках одного класса обойдется примерно в 2000 рублей на ученика. Однако, если делать это централизованно, то есть, в рамках специализированной государственной программы, то увеличение финансирования будет совершенно незначительным (не более, чем на 10%).