Вентиляция супермаркета
Строительство любого торгового центра предусматривает проектирование всех без исключения инженерных коммуникаций. И вентиляционный контур является одной из важнейших инфраструктурных систем, отвечающих за обеспечение комфортного микроклимата.
Общие требования к системе вентиляции супермаркета
Создаваемые системы вентиляции должны соответствовать строгим нормативным требованиям надзорных органов. В частности, главными являются такие, как:
- Обеспечение принудительного воздухообмена на территории всего торгового центра, а не только в местах наибольшего скопления посетителей.
- Температурная подготовка подаваемого воздуха.
- Обязательная фильтрация засасываемого извне воздуха.
- Максимальная бесшумность работы вентиляционной системы.
- Простота управления.
Проектирование начинается с:
- расчета необходимой мощности и производительности системы;
- анализа архитектурных и интерьерных особенностей внутренних помещений.
Воздухообмен должен осуществляться с интенсивностью в 20 м3/час. Есть и «поблажки»: в супермаркетах допустимо предусмотреть рециркуляцию, кроме как в отделах, где продаются лако-красочные, горючие и едкие материалы. В помещения с пожароопасными материалами свежий воздух должен подаваться непосредственно извне.
Особенности проектирования вентиляции для супермаркета
Составление проекта супермаркета начинается именно с проектирования вентиляционной системы. Если осуществлять работы в другой последовательности, то скорей всего, появятся проблемы с совместимостью с иными инженерными коммуникациями.
На каждого посетителя супермаркета должно приходиться не менее 20 м3 свежего воздуха. При этом каждая разновидность магазина имеет собственные нормативы по нормированию площадей на каждого покупателя: например, в спортивном магазине на каждого человека должно приходиться не менее 3,5 м2 площади помещения, а в продуктовом – не менее 2,5 м2. Если в супермаркете осуществляется торговля товарами разной природы, то данные отделы должны размещаться отдельно друг от друга, и он должны иметь сепаратные системы кондиционирования. Последнее обстоятельство важно по причине разного количества холодильного оборудования, размещаемого в различных отделах.
При создании проекта вентиляции большое внимание должно уделяться созданию комфортных условий для сотрудников торгового предприятия – им предстоит долгое время находиться в формируемом микроклимате, поэтому крайне важно, чтобы создаваемые потоки воздуха не создавали сквозняков и не провоцировали простудные заболевания.
Схемы вентиляционных систем для супермаркета
Обычно ретейлерские помещения – это масштабируемые схемы, состоящие из отдельных модулей. Поэтому инженеры по вентиляционным системам разрабатывают проекты вентиляционных контуров, которые можно реализовывать как в малых магазинах, так и в больших торговых пространствах. Однако в любом супермаркете функционирует несколько систем:
- вентиляции;
- отопления;
- кондиционирования.
Однако все эти функции, как правило, объединены в одну систему, которой можно управлять в зависимости от нормативных или текущих требований.
Центральный кондиционер в составе вентиляционной системы позволяет обеспечить четкий климат-контроль даже в крайне объемных торговых пространствах. Обычно охлаждающий блок располагается в технических помещениях наверху. Насос, совмещенный с чиллером, устанавливается на крыше здания. При этом управление системой производится с помощью следящей электронной системы, контролирующей все необходимые параметры. В итоге удается:
- исключить перегрузки вентсистемы;
- добиться качественного очищения и замены фильтров;
- поддерживать постоянную температуру во внутреннем пространстве (причем, даже в выделенных комнатах).
Оборудование для вентиляции в продуктовых магазинах
В подсобных помещениях отдельно формируются вытяжной и приточный вентконтуры. При этом приточные воздуховоды имеют минимальное количество ответвлений. Для подогрева атмосферы в выделенных помещениях задействуются дополнительные калориферы.
Наиболее мощные центральные кондиционеры имеют модульную компоновку. В их состав входят:
- блок охлаждения;
- блок вентиляторов;
- модуль нагревания;
- модуль фильтрации;
- модуль увлажнения;
- узел шумоподавления.
Работа центрального кондиционера осуществляется вместе с внешним модулем – чиллер-фанкойлом, который обычно монтируется на крыше. У такой «спайки» есть ряд интересных достоинств:
- полная безопасность;
- возможность регулирования температуры в каждом отдельном пространстве;
- вентиляционные каналы могут быть любой длины.
Следует понимать, что никакой универсальной вентиляционной системы не существует, и в каждом супермаркете присутствуют собственные нормативные требования. Главное, чтобы монтаж вентсистемы осуществлялся исключительно компетентными специалистами.
Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года
№п/п | Помещения | Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С | Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений | |
приток | вытяжка | |||
1 | Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее: |
|||
продовольственных | 16 | — | 1 | |
непродовольственных | 16 | — | 1 | |
2 | Торговые залы магазинов площадью более 400 м2: | |||
продовольственных | 16 | По расчету | ||
непродовольственных | 16 | По расчету | ||
3 | Разрубочная | 10 | 3 | 4 |
4 | Разгрузочные помещения | 10 | По расчету | |
5 | Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные | 16 | 2 | 1 |
6 | Кладовые (неохлаждаемые): | |||
хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов, | 16 | — | 0.5 | |
овощей, солений, вина, пива, напитков; | 8 | — | 1 | |
обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов; | 16 | — | 2 | |
прочих товаров | 16 | 0.5 | ||
7 | Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) | 16 | 2 | 2 |
8 | Гладильные | 16 | По расчету | |
9 | Камеры для мусора (неотапливаемые) | — | — | 1 |
10 | Помещение для механизированого прессования бумажных отходов | 16 | — | 1.5 |
11 | Помещения для хранения: | |||
упаковочных материалов и инвентаря | 16 | — | 1 | |
12 | контейнеров обменного фонда | — | — | 1 |
13 | тары | 8 | — | 1 |
14 | уборочного инвентаря, моющих средств | 16 | — | 1.5 |
15 | Бельевая | 18 | — | 0.5 |
16 | Мастерские, лаборатории | 18 | 2 | 3 |
17 | Охлаждаемые камеры для содержания: | |||
мяса, полуфабрикатов, гастрономии | 0 | — | — | |
рыбы | -2 | — | — | |
овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков | 4 | 4 | 4 | |
мороженого, пельменей | -15 | — | — | |
пищевых отходов | 2 | — | 10 | |
18 | Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением | 5 | По расчету | |
19 | Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением | 5 | 2 | 3 |
20 | Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ | 18 | — | 1 |
21 | Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи | 16 | — | 1 |
22 | Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала | 16 | — | 50 м3/ч на унитаз |
23 | Душевые | 25 | — | 5 |
24 | Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) | 20 | — | 60 м3/ч на унитаз |
25 | Помещения приема и выдачи заказов | 16 | — |